Размышления о грядущей реформе среднего образования

В.М.Бабич,
профессор Санкт-Петербургского университета

Уровень школьного образования в России медленно понижается (хотя мы ещё не совсем пали: третье место нашей команды на международной олимпиаде по физике говорит об этом). На ухудшение качества среднего образования ссылаются чиновники министерства просвещения, требуя радикально реформировать школу на англо-американский манер. По слухам, чтобы соответствующие "реформы не буксовали", выделяются крупные суммы и из госбюджета и (что особенно тревожно) в форме американских грантов. Известно, что "кто платит деньги, тот заказывает музыку". Экономические реформы в России были проведены под диктовку американских советников. Результат известен. Очередь за образованием? России советуют (в частности, представители Всемирного Банка) поменьше денег тратить на образование: страну с малообразованным населением легче сделать сырьевым придатком Запада.

Цели школьного образования многообразны. Главная -- это воспитание достойных и культурных граждан России. Под культурой здесь понимается и гуманитарная, и естественно-научная, и научно-техническая культура. Всё это требует от учащихся больших усилий, а от родителей и государства значительных затрат. Здесь возникают серьёзные проблемы, обсуждение которых не имеется в виду в этой статье.

Овладение культурой -- большая, тяжёлая работа. Она приучает молодёжь к труду и тренирует мозг. Такая тренировка помогает ориентироваться в нашем бурном, быстро меняющемся мире, помогает разбираться в непрерывно усложняющейся технике. Естественно-научная культура является в какой-то степени противоядием против агрессивной антикультуры колдунов, прорицателей, астрологов, ясновидящих и миссионеров разных сект, вроде Белого Братства и Аум Синрикё.

Вернёмся к англо-американскому варианту школьного образования. Автору этих строк приходилось много беседовать с выходцами из России -- математиками-эмигрантами, осевшими в Англии и США. Они потрясены низким уровнем математического образования выпускников тамошних общеобразовательных школ. В этом году в Англии вышла книга, которую можно было бы озаглавить "Что должен знать по математике выпускник английской средней школы". Прекрасное недорогое (по английским меркам) издание, цветные иллюстрации. Обсуждаются различные математические факты, но никаких доказательств!

Как в Англии, так и в США много элитных школ. Там учат серьёзнее.

Встаёт вопрос: почему же возникла такая система. Ответ хорошо известен. Такая система сложилась давно и имеет цель -- сохранение элиты общества: большая часть населения -- это быдло, и нужно, чтобы быдло быдлом и оставалось. Так удобнее верхам. Хочешь, чтобы твой ребёнок получил настоящее образование -- плати, и плати здорово. Я знаю одну интеллигентную профессорскую семью: отец, мать и один ребёнок. Родители оба работают. Большая часть бюджета семьи идёт не на квартплату, еду или коммунальные услуги, а на плату за обучение ребёнка в элитной школе. Двух детей обучить бы там не удалось. Жизнь идёт вперёд, и такая система образования всё больше вступает в противоречие с реалиями сегодняшнего дня. Для решения научно-технических задач приходится покупать специалистов в Китае, на Украине, в России (пока есть, что покупать в России). Появляются статьи о неблагополучии с образованием (особенно в США, после запуска в СССР первого спутника), но соответствующие "реформы буксуют".

Попытаемся представить себе, что в России введена англо-американская система образования. Большинство граждан получат фиктивное образование в реформированной школе. Богачи будут посылать детей в элитные школы, где учителя получают сверхвысокую зарплату и не имеют возможности что-либо потребовать от учащихся: их родители не за то платят, чтобы их детей приструнивали. Учитель боится потерять место и всем ставит "пять". Надежды на специализированные школы (физико-математические и др.) мала: уже сейчас на них происходит давление ("перегрузка учащихся"). В море всеобщей серости давление возрастёт: образованные люди раздражают людей необразованных. Будет происходить то, что можно было бы назвать дебилизацией нации со всеми вытекающими отсюда последствиями (в частности, военными и экономическими).

Ну, а что же нужно бы делать? Неблагополучие с образованием -- следствие общего неблагополучия в стране. Будет страна подниматься -- вместе со страной будет подниматься и образование. Это должен быть длительный и трудный процесс. Здесь центральное место -- подъём статуса учителя. Имеется в виду не только увеличение зарплаты! Учебники, учебные планы. методика обучения, учебные пособия должны (осторожно!) модернизироваться в соответствии с изменениями в стране, развитием науки и культуры, необходимо сделать менее дорогими учебники и другие школьные товары, и т. д., и т. п.