Письмо М.М.Ковалевского в матобщество

Уважаемые господа!

С печальным удовлетворением прочитал на вашем сайте материалы дискуссии о реформе образования. Чувство удовлетворения связано с тем, что в России еще хватает болеющих за страну людей, а печаль -- с тем, что даже если все меры будут реализованы, то они приведут только к кратковременным - паллиативным результатам, а затем сработает Крыловский принцип: "а Васька слушает да ест". Дело в том, что все материалы дискуссии касаются только последней реформы, а это, по моему, является ошибкой. Достаточно вспомнить, что Российская академия образования (РАО) как правопреемник недоброй памяти Академии педагогических наук (АПН) ведет свое начало с 40-х годов и с тех же пор наше многострадальное образование почти непрерывно реформируется (и с такой же непрерывностью ухудшается!)

В конце 80-х годов АПН в печати была подвергнута уничтожающей критике, и что же... А ничего! Слегка подлакировали фасад, "усовершенствовали" терминологию, чуть-чуть перекомпилировали работы Ушинского, Песталоцци, Каменского и... снова Васькин принцип. В год защищаются сотни кандидатских, десятки докторских диссертаций по пед. наукам, отличающиеся друг от друга только перестановкой слов, являющейся, по мнению диссертантов, новым словом в науке, а на самом деле приводит только к дополнительной нагрузке на наш бедный госбюджет.

1. Если педагогика -- наука, то ей место в РАН, максимум на правах отделения, а отраслевую Академию необходимо ликвидировать (кстати, и сельхозакадемию тоже -- там до сих пор не разобрались с лысенковщиной!). Если педагогика -- наука, то методика точно таковой не является. Методик на белом свете ровно столько, сколько учителей, и задача органов управления образованием (а не РАО!) по результатам обучения обобщать и пропагандировать (но не внедрять!) опыт наиболее эффективно работающих педагогов.

2. Единственное несомненное (вымученное, кстати говоря) достижение всех реформ в образовании -- вариативность обучения -- усилиями номенклатуры от образования превратилось в собственную противоположность. Да, мы получаем из гимназий и других заведений такого же ранга ребят, неплохо знающих математику или физику, или какую-нибудь другую дисциплину, но зато все остальные -- плохо. А выпускники непрофилированных школ вообще ничего не знают. Создается впечатление, что наши чиновники плохо знакомы с русской литературой вообще и с творчеством Козьмы Пруткова, в частности. Поэтому, на мой взгляд, необходимо при сохранении принципа вариативности сократить вариативную часть учебных планов средней школы раза в 2-3 и увеличить объем обязательных дисциплин. Целесообразно также убрать из школы лишние предметы. Например, экологию. Экология -- наука, возникшая на стыке физики, химии, биологии, медицины, наконец. Школьник еще слишком мало знает, чтобы как следует усвоить принципы экологии. Лучше с экологическими проблемами знакомиться в соответствующих разделах родительских дисциплин.

3. Сейчас много говорят о гуманитаризации учебного процесса в школах. Справедливо, но не более чем лицемерие. В 50-х годах из учебных планов исчезли логика и психология, часы отводимые на изучение литературы, монотонно сокращались. В редкой школе удается выкроить время на изучение зарубежной литературы. Извращение в преподавании геометрии, повальное увлечение письменными заданиями и неоправданное пренебрежение устными опросами учеников привело к неумению учениками логично изложить свои мысли не только устно, но и письменно. Пренебрежение математическими доказательствами, малое количество заучиваемых стихов привело к тому, что у большинства учеников не развита память.

4. В школы внедрен тезис, что качество обучения будет выше, если ученик будет учиться играючи. И до того заигрались, что ученики готовы считать, что ВУЗ -- игра, да и всю жизнь можно прожить играючи, то есть безответственно. А началось все вроде бы с заботы о здоровье учеников: они, бедняжки, перегружены. Враки! Были ученики и в 19 веке, и в 20 веке и... никто не только не умер, но даже серьезно не заболел от занятий. Другое дело, чрезмерное увлечение телевидением, компьютерами приводит не только к ранним неврозам, но и к другим расстройствам здоровья. Это подтверждено рядом исследований, проведенных как у нас, так и на Западе. Конечно, и телевидение и компьютеры -- несомненные достижения НТР, но меру-то надо знать, господа из РАО! А ученик, начиная с 4 или 5 класса, должен знать, что приобретение знаний -- это почетная и тяжелая работа и хвала тому, кто с ней успешно справляется.

5. Об отношении властей к образованию. В последние 50 лет (если не больше) работники образования по оплате труда низведены на уровень граждан 3 сорта. Об этом часто говорят, но ничего не делают. Почему-то ни один политик или член правительства вслух не сравнил свою зарплату с зарплатой любого своего учителя (или врача, у которого лечится). При современной оплате труда государство невправе требовать от педагогов даже явки на работу. Положение можно выправить только срочным и безусловным повышением зарплаты педагогам всех уровней и врачам в 3-4 раза. Последнее "повышение", связанное с увеличением МРОТ и одновременным уменьшением тарифных коэффициентов, не более чем игра на полуграмотную публику.

6. Уровень цен, сложившихся в России, темпы инфляции диктуют необходимость повышения расходов на образование до уровня 8-10% от госбюджета. Столько же на здравоохранение. И это без учета фонда зарплаты. Деньги в государстве есть. Их надо только разумно распределять.

7. Нужно помнить, что полуграмотные выпускники школ и ВУЗов станут такими же чиновниками, депутатами и другими руководителями государства. Исключения из этого правила не спасут положения. Полезно вспомнить историю: Петр Великий создавал условия для притока в Россию мозгов, а не наоборот.

8. Проблем в российском образовании накопилось столько, что их нельзя свести к проблеме введения единого экзамена (или борьбы с ним). Задача должна быть разрешена комплексно и, желательно, быстро, иначе эти проблемы будет некому решать.

Доцент кафедры теоретической и математической физики
Новгородского государственного университета
М.М.Ковалевский

E-mail:mmkov@mail.ru