Письмо А. Липовецкого (Израиль)

Rishon Le Zion, Israel
21 апреля 2002

Попытаюсь изложить свое видение образовательной ситуации в Израиле.

Времени на маломальский сбор информации мне не оставили. Несколько телефонных разговоров и мой ( моих детей) собственный опыт -- вот все источники. Заранее извините за повторы деталей, возможно, известных Вам. Однако, излагать буду, предполагая, что Вам ничего не известно. Просто нет выбора.

Израильская школа -- трехступенчатая:

-- начальная с 1 по 6 год обучения;
-- промежуточная с 7 по 9 годы; (не нашел более подходящего эквивалента названия)
-- средняя с 10 по 12 годы.

Начинают учебу с 6 лет. В начальной и промежуточной ступенях допускаются различные системы: общегосударственная система, государственно-религиозная, частные религиозные ешивы и другие частные школы. Однако в средней школе различие делается по другому принципу, по профессиональной ориентации: гимназии, проф-тех училища (т.н. ОРТы, школы младших инженеров разных профессий), школы искусств, школы и классы с различными специализациями (физико-математическая, естественнонаучная, гуманитарная...).

Если выбор 1 и 2 ступеней ограничен районом проживания, то средняя школа выбирается произвольно. Поэтому существуют интернаты, а также конкурсы в некоторых школах. На протяжении всей учебы уже в начальной школе проводится тестирование с целью выявления особо одаренных детей, которым (через родителей, конечно) предлагают специальные программы и интернаты. Но возможность такого обучения сохраняется на протяжении всей учебы у любого ребенка.

Уже с 1-го класса классный учитель ведет только 2/3 часов, а 1/3 "приходящие": спорт, музыка, труд (серьезный предмет), английский язык (с 3-го класса, иногда раньше), etc. Математика -- 6 часов в неделю из 34.

В школе 2-ой ступени начинается второй иностранный язык по выбору. Выбор, однако, невелик: арабский или французский, иногда еще испанский или русский. А также: математика -- 5 часов (алгебра 3 и геометрия 2 часа), литература, иврит, история, география, наука (смесь физики, химии и биологии), искусство, ТАНАХ (известен в России как Ветхий Завет), культура Израиля, коммуникация, обществоведение, спорт этc.

Формально, с точностью до специализации, структура сохраняется и в средней школе. Однако, сложность и/или интенсивность обучения растут ступенчато и в средней школе резко труднее учиться, возрастают требования и глубина изучения избранных предметов. Иногда можно услышать, что всерьез учеба начинается в средней школе. Сам я с этим не согласен, сужу по своей дочери и другим неплохим ученикам. Просто на низких ступенях спокойнее прощают разгильдяйство, что аукается в средней школе.

Завершается учеба экзаменами единого образца по всей стране и системам. Например, экзамен по математике есть на 3 единицы и на 5 единиц. Каждый сам выбирает и сдает или не сдает. Но если по результатам ты не добираешь сумму баллов для аттестата, то и не получаешь аттестат. А его получают меньше 1/2 всех выпускников. Отсутствие аттестата исключает учебу в университете, что многим не нравится. Поэтому у нас тоже готовится реформа.

Все рассказанное выше не отражает духа школы, т.к. я не в состоянии коротко это изложить. Свобода общения учеников и учителя, иногда переходящая в беспорядок; масса самостоятельных работ, требующих обращения со справочниками, энциклопедиями, интернетом; экскурсии; бригадные и индивидуальные проекты; разбивка детей в классе на группы по 5-6 человек по уровню владения предметом с ротацией каждый месяц и соответствующими уровню заданиями и многое другое.

Обращаю на это внимание ещё и потому, что реформа российской школы, о которой Вы сообщаете, как будто не затрагивает методики, а без этого она бессмысленна. Если в казарменном стиле преподавать толерантность или общемировые ценности, то получится урод похлеще приснопамятного научного коммунизма. Предметы, о которых Вы рассказываете, (коммуникации, менеджмент, etc.) есть, но растворены в разных предметах, в методике, в духе обучения, если это не специализация.

Я уже почти перешел к обсуждению российской реформы. Вот тут впору и остановиться, т.к. по тем сведениям, которые Вы сообщаете, невозможны продуманные суждения. Не ясно против чего и возражает, скажем, Арнольд с единомышленниками. На первый взгляд кажется, что 3 часа в неделю на математику и русский слишком мало. Однако, если вместе с экономикой будут изучаться элементы комбинаторики, теории вероятностей и статистики, а вместе с менеджментом элементы теории игр, выбора решений, etc., вместе с коммуникацией -- стилевые формы русского языка, формы деловых писем и документов etc., то это не выглядит так уж страшно. На мой, сугубо частный, некомпетентный взгляд стоило бы расширить в школе представление об источниках различных математических идей и дисциплин, дать ученику проявить интерес для специализации. А более глубокое изучение предоставить университету.

Тем не менее, оставляю эту дискуссию в компетенцию российских коллег.

С пожеланием успехов в реформировании российского образования,

Alexander (Aharon) Lipovetsky
aj_lip@hotmail.com