Чтобы спасти петербургскую математику, мало быть математиком


Уважаемые господа!

В дополнение к предыдущему письму хотел бы сказать, что я был несколько удивлен заголовком, под которым оно  появилось на сайте Матобщества. Дело в том, что я не писал о внедрении на западный рынок. Извините, но это потрясающе убогое понимание текста моего письма, это была лишь иллюстрация на тему, как перемножение двух двоек может быть илллюстрацией к теории групп. Мое письмо было о том, что brain drain осуществляется не злодейскими империалистами, и не несознательными учеными, уезжающими из страны, а убогим черно-белым мышлением, привитым нам в СССР, по которому уехавший из страны - потеряный человек. Хотя петербургские ученые не считали уезжающих предателями, как хотела бы пропагандистская машина, но и быть полностью независимым от нее было достаточно тяжело, что и проявилось в таком мировоззрении. Когда американские выпускники уезжают в Европу, а британские ученые в Америку, никто не говорит о brain drain. И ссылаясь на письмо об элитном образовании ( М.А. Цфасман. Элитное образование как элемент национальной и мировой культуры), уезжающие люди -- это часть той опоры, на которой стоит система элитного образования, и если эта опора опирается не только на истощенную многолетним издевательством экономическую почву России, но и прорастает в богатые и стабильные страны -- тем лучше этой самой элитной системе -- кроне. С одной поправкой, если эта самая элита-крона не рубит свои же корни, на основании того что они пересекли государственную границу. В этом случае получается уже даже не свинья под дубом, а какой-то дуб с суицидальными наклонностями.

Хотелось бы также дополнить, в связи с предложениями появившимися на вашем сайте касательно платного образования. Я полностью согласен, что бесплатных ланчей не бывает, однако подход некоторых предложений заставляет несколько удивиться.

Кредит на 10-15 тысяч долларов в год с погашением в 25-30 лет? (В.Ф.Демьянов. Как остановить brain drain из России. ) Ау! Как насчет небольшого reality check. Во-первых, стоит ли образование в России, и даже в Петербурге таких денег? И давайте, товарищи, по Марксу -- исходя из стоимости (около одной тысячи в год, см. А.И.Русанов. "Бесплатное" высшее образование: мир абсурда. ) или потребительской стоимости (1320 рублей в месяц см. там же), а уж никак не потому что "сосед еще больше дерет." И не надо плакать, что администрация Президента отвечает, что это нарушает конституционные права. По секрету: они правы, действительно нарушает. И хуже того -- в самом деле, кого остановили бы в России чьи-то там права - проблема в том, что такое нарушение прав не работает. Как вы достанете человека в той же Австралии, если он решит проигнорировать необходимость возврата этого "кредита"? С Интерполом искать будете? Или просто за рубеж выпускать не будете, как допущенного к секретным материалам? А что потом с ним делать? В кутузку и Сибирь, убирать снег, пока из зарплаты не выплатит? А если и заставите, много после этого найдется охотников до кредитов, за которые так расплачиваться? Я даже не говорю о том, что обстоятельства меняются и планы у людей тоже. Да и захотеть человек может не только в Австралию, может и просто в коммерческую структуру не по профилю уйти, что тогда? Не много те мозги стоят, которые надо заставлять.

Деньги за обучение брать надо, но надо брать разумные деньги, соотносящиеся с реальностью. Одна - две, ну, три тысячи в год, с грамотной дифференциацией. Скажем, в США цена обучения для жителя того же штата может быть раз в десять меньше чем для приехавшего из соседнего и плюс зависит от ряда других факторов -- успеваемости, доходов семьи. Это как раз та самая поддержка местных кадров, о которой и идет речь. В приложении к петербургской науке это может означать частичные дотации в одних случаях, и повышенную стоимость до 3-4 тысяч в других (скажем для тех, кто приедет из-за рубежа -- если приедет, конечно) Можно сделать платными некоторые дополнительные курсы на наиболее коньюнктурные темы (то же программирование.) Но в целом, в таком ценовом диапазоне это станет по крайней мере доступно жителям России. Я не говорю, что это будет дешево или легко. А как вы думаете, американским семьям образование детей легко дается? Тоже нелегко и недешево, но возможно, если нужно. Такой подход может работать. Хотя и есть проблема, состоящая в том, что все это достаточно сложная система, которая должна иметь очень хороший баланс, чтобы работать, и которую не сделаешь одним рывком и за пару лет.

И даже когда все это заработает, по-прежнему будет проблема описанная в моем предыдущем письме. Нас ведь еще в советской школе учили - количество людей некоторой профессии определяется числом рабочих мест для людей этой профессии, как размер популяции какого-нибудь вида определяется в первую очередь размером ареала и пищевой базой этого вида. Можно начать брать деньги или пытаться брать студентов в кабалу на 30 лет, только это не будет работать если никто не захочет платить или идти в кабалу. И с чего они захотять, если нет достойной работы? Нельзя вырастить могучую крону дерева без корней, а корни петербургской математики не могут развиваться и держаться в истощенной экономической почве нашей страны, тем более питать ее крону. Если Россия восстанет из пепла и превратится в процветающую устойчивую мировую державу, все наши обсуждения не будут уже иметь значения, если нет - то спасти петербургскую науку сможет только аккуратная, выверенная, вдумчивая и непредвзятая работа социальной инженерии, о чем по сути было и мое первое письмо.

Еще раз с уважением,

Элдар Мусаев

5.03.01