Мои замечания относятся к некоторым долгодействующим факторам, отталкивающим
образованные слои общества и молодежь от математики. Мне кажется, что сейчас
необходимы спокойные и быстрые шаги по смягчению этих факторов.
Когда люди сталкиваются с конкретными проявлениями антиматематической реакции, они склонны объяснять ее глупостью или злым умыслом. Такая точка зрения является опасным упрощением.
Лет 30-40 назад математика была в общественном мнении "наукой наук".
Стоит задуматься, в каком виде представала математика перед молодым
человеком-нематематиком, учившимся в последние 30 лет, и отдать себе отчет
в том, что, как правило, этот вид был довольно неприглядным.
2. Есть проблема вузовских курсов математики для нематематиков.
Такой курс не может быть получен из "идеального" профессионально-математического
курса простым вырезанием разделов, он вообще должен быть иначе построен.
Он также должен, оставаясь курсом математики, все же учитывать вкусы
и дальнейшие
потребности обучающихся. Стоит также помнить, что Гаусс едва ли знал
определение предела.
Когда математические кафедры находились в относительно неплохом положении (я могу судить по Московскому университету и МИЭМ), они были меньше всего склонны учитывать эти обстоятельства.
При ухудшении обстановки курс математики легко превращается в гуманитарную
дисциплину.
Все же в Университете и в отдельных случаях на экономических специальностях вопрос остается.
Современные варианты вступительных экзаменов по математике в некоторых отношениях удачны: они позволяют успешно решать те или иные проблемы, стоящие перед приемными комиссиями.
Однако
1. Никаких иных чувств, кроме отвращения к математике, у молодых людей они вызвать не могут. Как было отмечено выше, эти молодые люди не вечно остаются молодыми, и не вечно остаются студентами по отношению к экзаменаторам-математикам.Существование вступительной математики является одним из разрушительных факторов по отношению2. "Вступительная математика" является отдельной наукой, никакого отношения к математике и ее приложениям не имеющей.
3. Обучение математике в старших классах школы замещается обучением вступительной математике: для старшеклассника она действительно нужней и важней. На это должны ориентироваться школьные учителя, этим должны заниматься "курсы" при вузах, этим занимаются и бесчисленные репетиторы. На этот род знаний бессмыссленно отвлекаются силы большого числа людей. К сожалению, в этой сфере сейчас вращаются и немалые деньги, что делает обстановку квазистабильной, но при этом провоцирует иные, радикальные, решения.
Задача составления нормальных (не требующих отдельного обучения и не вызывающих отвращения) вариантов по элементарной математике не совсем проста, но она разрешима. Современная гибкая система вступительных экзаменов дает возможности для экспериментов, не связанных с большим риском.
Конечно, ввиду нависающей РЕФОРМЫ, об этом едва ли стоит много шуметь.