Резолюция заседания
Санкт-Петербургского математического общества

23 апреля 2002 года состоялось заседание Санкт-Петербургского математического общества, посвященное обсуждению планирующейся реформы школьного образования. В заседании приняли участие известные математики и педагоги города. Собравшиеся выразили серьезную обеспокоенность в связи с документами, определяющими реформу образования.

Вызывают возражения узко ведомственный состав группы разработчиков и поспешность, с которой Министерство образования намерено претворять эти предложения в жизнь, затрачивая значительные средства на широкомасштабный эксперимент, результат которого, скорее всего, предрешен. Участники заседания отметили также недопустимо низкий уровень разработанных методических документов по математике.

Опубликованные документы свидетельствуют, что при коренном реформировании нашей школы, справедливо считающейся одной из лучших в мире, министерство ориентируется в основном на опыт американской системы образования, весьма отличной от нашей. Как видно из разработанных документов (и это уже отмечалось, в частности, в резолюциях Отделения ядерной физики РАН, Московского математического общества и ученого совета Математического института РАН), их авторы фактически настаивают на необходимости резкого снижения уровня знаний оканчивающих среднюю школу. Не ограничиваясь этим, они предлагают даже внести соответствующие поправки в Закон РФ об образовании и устранить само содержащееся в нем понятие "обязательный минимум содержания образования". Участники заседания выразили опасение, что столь радикальная реформа нашей школы может привести лишь к повсеместному резкому падению уровня среднего образования в России. Такое развитие событий необходимо предотвратить.

Собрание считает необходимым сделать следующее.

1. Признать неправильным, что такое затрагивающее всех членов общества мероприятие как радикальная реформа среднего образования начинает осуществляться без широкого обсуждения, на основе односторонних, поспешных и келейно принятых решений. Это тем более недопустимо, что Закон РФ об образовании (статья 1, пункт 3, и статья 7, пункт 5) требует, чтобы программы развития образования, государственные образовательные стандарты и их изменения разрабатывались на конкурсной основе.

2. Немедленно объявить мораторий на проведение начинающегося широкомасштабного эксперимента по реформе среднего образования.

3. Обратиться к Президиуму РАН с предложением создать комиссию из членов различных отделений академии с приглашением представителей ведущих университетов, педагогических университетов, РАО, АМН, учителей и общественности для изучения современного состояния среднего образования и возможных направлений его реформирования, учитывая отечественный и мировой опыт. Организовать широкое обсуждение выводов и рекомендаций этой комиссии, а также документов, разработанных Министерством образования.

Президент общества
доктор физ.-мат. наук, профессор А.М.Вершик.