ВСЕ ЛИ АВТОРСКИЕ ПРАВА ВСЕГДА ПРИНАДЛЕЖАТ АВТОРУ?

Дарья Милославская, Руководитель юридической службы, Институт развития прессы.
 
 ╚Давали ╚Британика╩, толпа кричала: ╚Автора, автора на сцену!╩, я хотел было остановить овацию  и сказать, что автора сегодня нет в театре -  Расин умер. Триста лет назад.╩
Ж. Кокто. ╚Священные чудовища╩

    Вопросы авторского права на создаваемое произведение  волнуют, как правило, всех, кто когда-либо садился за компьютер или брал в руки пишущий  предмет, дабы создать оригинальный продукт творческого труда.  Надо сказать, что авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. К сожалению, понятие ╚произведение╩ не раскрывается в Законе РФ ╚Об авторском праве и смежных правах╩ от 9 июня 1993 г. ╧ 5351-1 (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета Российской Федерации (далее - ВС РФ), 1993, ╧ 32, ст. 1242, СЗ РФ, 1995, ╧ 30, ст. 2866).  Однако анализ статей 6, 7 и 8 указанного выше закона позволяют сделать вывод, что для признания произведения объектом авторского права необходимо, чтобы оно явилось результатом творческой деятельности и было выражено в любой объективной форме. Последнее положение крайне важно, так как авторское право охраняет именно форму, а не содержание произведения. Согласно пункту 4 статьи 6 Закона РФ ╚Об авторском праве и смежных правах╩ авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, способы, системы, концепции, открытия и факты. Следовательно, правовая охрана возникает лишь после того, как идеальный объект будет выражен в какой-либо объективной форме.
    Творчество всегда представляет собой в той или иной степени  интеллектуальную деятельность, направленную на создание ранее неизвестного идеального объекта. В отличие от иных видов деятельности,  деятельность творческая состоит не в простом использовании ранее известных приемов и методов, но в их  усовершенствовании, доведении до некоего идеала, а также в создании на их основе новых приемов и методов.. Безусловно, важнейшую роль в создании творческого продукта играет сам творец (он же субъект авторского права), его личностные и профессиональные качества, его взгляд на происходящее.  Именно поэтому любое  творческое произведение несет на себе отпечаток личности автора, обладает особыми, оригинальными, неповторимыми признаками.  Надо сказать, что оригинальность произведения -  один из факторов отнесения его к объектам, охраняемым авторским правом. Цель данной статьи -  разделить  объем  авторских прав  между непосредственна автором произведения и  лицом, так или иначе финансирующим деятельность автора по созданию того или иного произведения, т.е. работо- или грантодателя.
    Автору произведения, охраняемого авторским правом, всегда, вне зависимости от того, на чьи средства это произведение создано, принадлежат следующие  личные неимущественные права:

  • Право авторства  - право признаваться автором произведения ;
  • Право на имя - право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно;
  • Право на защиту репутации автора  - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.
  • Право на обнародование - право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв.

  •     Кроме того, автору принадлежат и исключительные  имущественные  права, включающие в себя:

  • Право на воспроизведение произведения;
  • Право на распространение произведения;
  • Право на импорт произведения;
  • Право на публичный показ; на  публичное исполнение, на передачу произведения  в эфир;
  • Право на перевод и  переработку произведения.

  •     Эти права, как правило, являются объектом авторского договора, законодательно установлено, что права, которые прямо не переданы по авторскому договору, считаются не переданными. Автор может передать все  исключительные права, может ограничиться передачей лишь их части, например, передать право на распространение и воспроизведение, а права на перевод и переработку сохранить для себя и  в будущем передать их другому лицу. Также очень важен срок, на который автор передает исключительные имущественные права какому-либо лицу и территория, на которую распространяется договор о передаче  авторских прав. Однако если эти условия  не оговорены, законодательством  предусмотрены  специальные правила:
        Если авторский договор не содержит условия о территории, на которой передаются права, считается, что они переданы на территорию Российской Федерации.
        Если в авторском договоре не содержится условий о сроке, на который переданы права, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет после его заключения, при условии письменного уведомления пользователя (контрагента по договору) не позднее, чем за шесть месяцев, до даты расторжения.
        Если стороны не определили исключительные или неисключительные права передаются по авторскому договору, считается, что переданы неисключительные права.
        Однако имущественные исключительные права принадлежат автору, к сожалению, не всегда. В том случае, если автор создает служебное произведение , т.е. в рамках своих должностных обязанностей или по служебному заданию, исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Иное, как правило, предусматривается только в тех случаях, когда автор создает произведение  в нерабочее время  и не пользуется при этом никакими техническими средствами работодателя (ни компьютером, ни базами данных).  Эти случаи бывают крайне редко, поэтому о них мы говорить не будем.
    Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем, однако, если произведение создается в рамках обязанностей, указанных в должностной инструкции, обычно авторский гонорар  отдельно не выплачивается. Если  речь идет о выполнении служебного задания, то  есть той обязанности,  которая изначально не была предусмотрена трудовым договором, то  работодатель  заключает с сотрудником авторский договор, в котором оговаривает взаимные права и обязанности, а также размер и порядок выплаты авторского вознаграждения.
        Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.
        Таким образом, работодатель  в описанных выше случаях  является обладателем имущественных авторских  прав.
        В настоящее время, когда большинство российских НКО работают на гранты зарубежных грантодающих фондов, вопрос авторского права  стоит еще более остро, чем  мы полагаем. Как правило, грантовые соглашения  о финансировании каких-либо программ, так или иначе связанных с творческой деятельностью исполнителя, содержат раздел ╚Авторское право╩. Этот раздел  звучит примерно так :
        ╚Относительно защиты авторского права на материалы, используемые в процессе исполнения проекта,  стороны  договорились о нижеследующем:
        а) Грантодатель сохраняет авторское право на все обучающие материалы  и  компьютерное программное обеспечение, разработанные и созданные Грантополучаетелем;
        б) Все обучающие материалы и компьютерное программное обеспечение, упомянутые в пункте а), должны на обложке иметь надпись следующего содержания:

        Авторское право (год)  Грантодающий фонд

    ╚Этот материал может быть размножен для исследовательских, образовательных и  обучающих целей только в странах свободного мира. Все материалы должны быть проверены. Мнения и идеи, высказанные на страницах данного документа, являются мнениями  и идеями авторов и/или тренеров и не могут быть приписаны Грантодающему фонду╩


        К сожалению,  мы вынуждены по известным соображениям мириться с таким положением дел, однако, как мне кажется, есть возможности найти некоторые пути выхода из сложившейся ситуации.
        Во-первых, можно предложить грантодателю внести некоторые изменения в проект грантового соглашения и  изложить  обсуждаемый  нами  раздел в следующей редакции:1
        ╚Грантополучатель сохраняет авторское право  на  все учебные материалы и компьютерное программное обеспечение, созданные сотрудниками и консультантами грантополучателя и используемые в процессе выполнения мероприятий по проекту, если на создание этих материалов не были ассигнованы средства  Грантодателя.  Однако любые материалы, разработанные Грантополучаетелем для использования в учебных материалах, могут воспроизводиться Грантодателем  для исследовательских, образовательных и научных целей в течение срока действия  Грантового Соглашения. После окончания срока действия Грантового Соглашения стороны заключают соглашение о взаимном использовании и воспроизведении учебных материалов, созданных в рамках данного проекта╩
        Во-вторых,  существует положение о  том, что произведение, измененное (переработанное) на 30 % становится новым объектом авторского права. Это дает основание полагать, что  объекты авторского права, созданные на средства  грантодателя, могут стать новыми объектами и, соответственно, права на них будут уже у других субъектов.
        Защиту личных авторских  прав  осуществляет  сам автор,  а защиту прав имущественных исключительных осуществляет сам автор только в том случае, если эти права им никому не переданы, в противном случае интересы автора и защиту  имущественных прав осуществляет правообладатель. Причем правообладателем может быть лицо (юридическое или физическое), распространяющее произведение, как на бумажных носителях или путем устного воспроизведения, как и размещающее произведение в сети Интернет.
    Компьютерно-информационные технологии в Интернете, в частности, появились недавно, быстро вошли в жизнь и  бурно развиваются. Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличаются от традиционных способов защиты.
        В Законе "Об авторском праве и смежных правах" от 9.07.1993 г. имеются некоторые ограничения и противоречия, которые не учитывают тенденции развития Интернет и сдерживают его развитие. Так, в соответствии со ст. 20 данного закона "допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре и без извлечения прибыли отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, короткие отрывки из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях", а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.
        Анализируя Закон можно отметить, что основные положения данного документа сформулированы законодателем исходя из представления, что авторские произведения, как правило, распространяются издателем путем опубликования тем или иным способом определенным тиражом и на твердом материальном носителе, в частности, на бумажной основе. Издатель, как посредник, в отношениях между автором и читателем-пользователем, играет существенную роль.
        Но в информационных системах и информация, и авторские произведения существуют исключительно в виде электронных объектов, а именно: в форме электронных документов (файлов), причем материальный носитель и физическое место, где конкретно записан машинный код документа, в таких системах несущественен, а пользователь всегда будет иметь дело с виртуальным образом таких электронных документов, отображаемых на экране дисплея. Можно констатировать, что Интернет привел к изменению, казалось бы, вечных и устойчивых отношений в балансе треугольников: автор - издатель - читатель; композитор - продюсер - слушатель.
        Размещение автором своих произведений на веб-сайте Интернета в соответствии с Законом "Об авторском праве и смежных правах" в первом приближении можно толковать как акт обнародования произведения путем публичного показа или исполнения в месте, открытом для свободного посещения. Хотя формально размещение авторских материалов на веб-сайте не является публичным актом в классическом понимании и пользователь, размещающий авторские материалы, не распространяет их, а может только для привлечения заинтересованных пользователей разместить на поисковом веб-сайте указатель - некоторую справочную информацию (например, набор ключевых слов) о своем веб-сайте и IP-адрес веб-сайта. Другие пользователи, имея адрес или посетив поисковый веб-сайт, по ключевым словам могут получить выставленный указатель и, соответственно, посетить заинтересовавший веб-сайт с авторскими материалами (т.е. воспроизвести на дисплее своего компьютера), ознакомиться с ними и сохранить их у себя (скопировать). Таким образом, распространение информации в Интернете в отличие от СМИ носит частный характер, и инициатива ознакомления с веб-сайтом всегда за заинтересованным пользователем, а не автором или правообладателем. Собственно, размещение автором произведений на веб-сайте является актом опубликования (выпуском в свет), и имеет смысл такое размещение на веб-сайте Интернета законодательно приравнять к акту опубликования, что позволит снять ограничения в Интернете по использованию авторских произведений в личных, научных и образовательных целях. Но и без этих рекомендаций автор, размещая свои произведения в сети "Интернет", должен понимать, что он дает косвенное согласие на их использование в личных, научных и образовательных целях.
        В принципе, Интернет можно представить как всемирную публичную библиотеку, в которой должны действовать те же правила, что и в публичной библиотеке, и проблемы охраны авторских прав в деятельности публичной библиотеки и сети "Интернет" могут быть рассмотрены как аналогичные.
        На первой всероссийской конференции юристов, оказывающих поддержку СМИ, была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось:
        ╚Рекомендовать органам законодательной власти воздержаться о принятия специализированных нормативных актов, регулирующих распространение массовой информации, а также защиту авторских прав в сети Интернет, но сосредоточить внимание на уточнении действующего законодательства┘╩
        Что ж,  если поживем,  увидим.

        1Служебные произведения, созданные до 2 августа 1992 года, в соответствии со статьей 483 Гражданского кодекса РСФСР, могут использоваться как работодателем, так и иными организациями без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. На служебные произведения, созданные с 3 августа 1992 года по 3 августа 1993 года, в соответствии со статьей 140 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (Ведомости Верховного совета СССР, 1991 г., ╧ 26, ст. 733), работодателю принадлежат право использовать служебное произведение способом, обусловленным целью служебного задания, и только в течение трех лет с момента создания служебного произведения. По истечении трех лет все права переходят в полном объеме к автору. Для использования таких произведений способами, не обусловленными служебным заданием или по истечении трех лет с момента их создания, необходимо заключение обычного авторского договора. На служебные произведения, созданные после 3 августа 1993 года, в соответствии со статьей 14 Закона РФ ╚Об авторском праве и смежных правах╩, исключительные права на использование служебного произведения всеми способами принадлежат работодателю в течение всего срока, на который авторским правам придается охрана (срок жизни автора и 50 лет после его смерти).