О семинаре С.Ю.Маслова

И. М. Давыдова


Немного биографических данных. Сергей Юрьевич родился 10 июня 1939 года. Ему очень повезло с родителями. Оба - первоклассные филологи и замечательные люди, всю жизнь трогательно любившие друг друга. Вскоре после трагической гибели 29 июля 1982 года единственного сына они ушли из жизни практически в один день. Сарра Семеновна пережила Юрия Сергеевича всего на 10 дней. Сережа, будучи прирожденным математиком по складу ума, широко и необычайно для математика знал русскую культуру, особенно поэзию. Любил и часто прекрасно читал Блока, Мандельштама, Пастернака и других поэтов.

В 1956 году он поступил на математико-механический факультет Ленинградского университета, и со второго курса стал заниматься математической логикой, не изменив ей до конца дней своих. Был блестящим математиком, рано защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Сергей Юрьевич сформулировал на год раньше американцев фундаментальный метод поиска доказательств, являющийся основой исследований по искусственному интеллекту, и развил теорию дедуктивных систем.

Но кроме того, он был очень неординарной личностью, влиявшей на ход жизни многих людей и идей. Например, он считал, что многие трудные математические задачи не решаются из-за чисто психологических причин. Опытный математик боится решить задачу, зная, что она трудна. А если дать такую задачу способному молодому человеку, не знающему о её трудности, то он и справится с ней. Серёже хватило смелости подтвердить этот свой тезис на труднейшей 10-ой проблеме Гильберта и способном второкурснике Юре Матиясевиче (см. воспоминания Ю.Матиясевича). В течение 4-х лет Ю.В.Матиясевич решил поставленную задачу. И при этом С.Ю. Маслов не стал формально признанным из-за неординарности свего поведения и высказываний. Ему было интересно все, включая литературу, биологию, психиатрию, и особенно, механизмы развития и человека, и человеческого сообщества. Вот этот интерес и необычайная общительность Сергея Юрьевича подвигли его на инициирование очень необычного по тем временам семинара. Общепринятая форма математической творческой жизни оказалась очень уместной и для понимания и обсуждения нематематических тем. Большую помощь в организации и проведении этого семинара оказывала Сергею Юрьевичу его жена Нина Борисовна. Ядро семинара составили вначале несколько математиков (Гельфонд, Гордеев, Давыдовы, Лифшиц, Минц), присутствоваших достаточно постоянно на его заседаниях. Вначале заседания проводились на мат-мехе под "кодовым" названием "Общая теория систем". Через несколько лет они переместились в квартиру Масловых, где стали сопровождаться теплым общением участников, подогреваемым непременным чаем.

Семинар начал свою работу осенью 1967 года и оборвался с трагической гибелью Серёжи летом 1982 года. Для понимания всей широты обсуждаемых тем достаточно перечислить некоторых докладчиков. Я буду называть имена, сохранившиеся в памяти. Список далеко не полон. Это великолепные биологи Александр Александрович Любищев и Раиса Львовна Берг. Было замечательное заседание с их диспутом о дарвинизме и антидарвинизме. Выступали Ефим Эткинд, Лев Зиновьевич Копелев, Вячеслав Всеволодович Иванов, незабвенная Лидия Яковлевна Гинзбург, читавшая тогда еще неопубликованные записки блокадного человека, Борис Вахтин, Яков Гордин, Борис Гройс, Вячеслав Долинин, Виньковецкий, отец Желудков и Константин Иванов, Револьт Пименов в моменты его свободной жизни и до ссылки в Сыктывкар и многие другие.

Если не было приглашенных докладчиков, всегда кто-то из постоянных участников готов был сделать интересный доклад. Конечно, душой и мотором семинара был Сергей Юрьевич. Он своими вопросами расшевеливал всех, делалось интересно и вольно. Математическая точность вопросов позволяли яснее понимать смысл сказанного. Может быть, суть семинара можно определить, ссылаясь на замечательную работу А.А.Любищева "Линии Демокрита и Платона в науке". Важно было понять и приблизиться к истине. Вопросы приложения, соответствия с гоподствовавшей в обществе доктриной познания не имели никакого значения.

Часть постоянных участников эмигрировала в 1973-74 годах. Но на смену им пришло новое, более молодое пополнение (Крейнович, Захаревич), тоже эмигрировавшее, но уже после гибели Сергея Юрьевича.

Сергей Юрьевич умел концентрировать вокруг себя очень разных, но интересных людей. Cолженицинская идея "жить не по лжи" у него была как естественное дыхание. Так же, как читая математические работы, он жестко не пропускал вранья, точно так же и при обсуждении более общих человеческих проблем он оставался очень критичным, желая предмет сделать ясным. Эта научная жесткость оказывалась совершенно неожиданной для окружающих. Настолько он был в общении корректен и мягок. Был очень отзывчив и помогал многим и участием своим, да и просто денежкой.

Увлечение Сергея Юрьевича моделированием творческих процессов личности и общества с помощью аппарата дедуктивных систем помогло ему сделать замечательное наблюдение. Он заметил, что существует "жесткая корреляция между состоянием общества и доминирующим в данный момент художественным стилем". Для выявления этой корреляции он проделал большую работу по изучению динамики как архитектурных стилей, так и смен форм в общественной жизни в России, начиная с 1700 года. После статистического анализа оказалось, что "классические стили накладываются на периоды левополушарных механизмов познания, а барочные стили -- на периоды преобладания правополушарных механизмов, периоды же с ярко выраженным сочетанием "левых" и "правых" тенденций в общественном сознании часто и в архитектуре демонстрируют отчетливое сосуществование классического и барочного начал (позднее Возрождение, петровское барокко, последний этап русского модерна и др.) Я цитирую по работе С.Ю.Маслова "Ассиметрия познавательных механизмов и ее следствия" - Семиотика и Информатика, вып.20, 3-31.

Сейчас уже общеизвестны такие противостояния лево- и правополушарных механизмов как локальность -- глобальность; расщепление субъекта и объекта, анализ -- итеративное углубление в свойства целостного объекта; конструктивная активность, движение -- сосредоточенное бездействие, неподвижность; разум -- чувство. Но в начале 70-х это все было внове и зажигательно. Для более полного понимания на семинар были приглашены психиаторы с их ужасными, но подтверждающими эти противостояния наблюдениями. Я помню, как С.Ю. задал им чисто математический вопрос -- как определить понятие "психически здоровый человек". Ответ психиаторов был замечателен -- это как человек идущий. Он готов упасть, стоя на одной ноге, но вовремя подставляет другую. Такое ощущение, что и в здоровом обществе, по словам Сергея Юрьевича, "штольцевское начало, возможно, не дает человеку застыть в бездействии, обломовское -- утратить смысл своих действий". Более того, "левополушарное" состояние общества коррелируется с более демократичным устройством общественной жизни, а "правополушарное" тяготеет к диктаторским режимам.

В заключение хочу привести две цитаты из любезно присланных В. Крейновичем воспоминаний о Маслове. "Он не просто запускал идеи в мир --- он старательно их проповедовал..." и "он был один из немногих, кто умел связывать естественников и гуманитариев -- две культуры -- принадлежа обеим". И два коротких отзыва о С.Ю.Маслове. Первый -- того же Крейновича:
 

"На меня глубокое впечатление произвёл эпизод, когда я пришёл к нему, бешеный на очередной бред коммунистического начальства, и он неожиданно сказал мне, что главная проблема России не в том, что начальство плохое, а в том, что слишком много ненависти. Я это потом вспоминал не раз, удивляясь, как я мог этого не понять."


Второй -- М. Гельфонда:
 

"Я помню, как отец Желудков рассказывал нам на семинаре о христианстве. В заключение он посоветовал нам попробовать перед сном вспомнить всех, кто нас обидел за день и простить их. На следующее утро Серёжа несколько смущённо сказал, что у него не получилось никого простить, поскольку его никто не обидел. Для меня это до сих пор одна из вершин культуры человеческих чувств."