Взгляд на работу с одаренными школьниками
И.Б.Жуков.

Это дополнение к письму СПбМО о программе "Научная работа школьника '99".
    1. Мне хотелось бы начать с напоминания о некоторых особенностях профессии математика. Занимаясь профессионально математикой, человек сталкивается с рядом трудностей, и его профессиональный успех зависит от его способности с этими трудностями справляться, проявляя при этом определенное знание и определенные качества. В чем (в моем понимании) состоят эти трудности и, соответственно, знания и качества?
    (1) Прежде всего, наша продуктивность связана с владением фактами, идеями, методами, техниками и пр. Далее, (2) есть то, что называют собственно математическими способностями, то есть умение производить на свет новые идеи, смотреть на проблемы с неожиданной стороны, видеть нестандартные параллели и т.д. Короче, те черты которые проявляются на математических олимпиадах.
    Важной чертой является (3) научная самостоятельность. То есть постепенно мы учимся не только действовать по программе, установленной научным руководителем, но и самостоятельно вырабатывать программу своей деятельности, то есть учимся формулировать задачи и подзадачи, отбирать факты и идеи из книг. Для многих людей PhD является последним достижением не столько из-за недостаточных "математических способностей" в узком смысле, сколько из-за неспособности пуститься в самостоятельное плавание.
    Одна из трудностей при этом связана с отсутствием "иерархического дерева" всей уже полученной в мире информации, соответственно, необходимая черта - (4) способность "контролировать ситуацию", представлять в какой-то области, что уже сделано, где об этом можно прочитать или кого можно расспросить. [Например, автор этих строк по незнанию несколько раз доказывал и публиковал доказательства уже известных человечеству фактов.
    Еще одна трудность -- недостаточное понимание устройства здания в целом, непроясненность тем самым математической ценности тех или иных задач. В идеале математик должен представлять себе все связи далеко за пределами своей узкой области. Соответственно, он должен понимать, к каким подвижкам может потенциально привести его успех в решении какой-то задачи. Более общо, есть (5) проблема математической мотивации, умения отвечать на вопрос "Надо ли браться за эту задачу?".
    Есть также (6) проблема общей мотивации. Речь идет о том, как человек вписывает свое стремление к профессиональному успеху в свое кредо, как он вообще понимает профессиональный успех, профессиональную состоятельность, а также место математики в ряду других профессий. Успешность решения этой проблемы проявляется, видимо, в отсутствии шараханий, постоянного возвращения к вопросу "А зачем вообще я этой наукой занимаюсь?"; в умении распределить свои ресурсы между собственно наукой (получением результатов), преподаванием, написанием книг и деятельностью в иных сферах (семья, общественная деятельность).
    Наконец, математику необходимы определенные (7) личные качества, например, настойчивость, собранность, воля, организаторские и коммуникативные качества.
    Как мне кажется, наша система образования готовит будущего математика только с точки зрения качеств (1) и (2). К другим проблемам студент оказывается не только не готов. Он, хуже того, оказывается недостаточно осведомлен о них. Общая "мутность" ситуации - отсутствие четких источников информации; неясность мотивации в конкретной области и пр. может оказаться впоследствии неподъемным грузом. Типичный маткружок, равно как и ПОМИ-группа в ее нынешнем виде, погружает учащегося в нереальную, расчищенную среду.
    У нас, конечно, нет и не будет универсальной технологии выращивания математика со всеми необходимыми качествами. Но, на мой взгляд, обсуждая новые идеи, связанные с математическим образованием, мы должны их оценивать с точки зрения развития всех названных сторон математического творчества.

    2. Как организована работа с одаренными школьниками в Петербурге? Центральное место в ней занимают математические кружки, набор в которые происходит, как правило, в 5 или 6 классе. Попав в такой кружок, школьник продолжает свое обучение в нем до поступления в институт. Полная программа кружка включает, таким образом, занятия в течение 6-7 лет по 2 раза в неделю плюс поездки каждое лето в летний математический лагерь.
    Основной вид деятельности в кружке обычно заключается в решении олимпиадных задач, а центральное место в системе ценностей в таком кружке - успехи учащихся на городской и Всероссийской олимпиаде. (Поскольку с этого момента началась некоторая критика существующей системы, я должен сделать важные оговорки - они собраны в п.3.)
    Особенностью существующих кружков является также ситуация "единственного пути". Как правило, существует единственный лидирующий кружок в каждой параллели (кружок при 239 школе), все учащиеся которого движутся по общему маршруту. Более того, создается специальная атмосфера "единственного пути", когда всячески подчеркивается необходимость для будущего математика заниматься, причем без перерывов, именно в данном кружке. В частности, бывает весьма непросто бросить кружок, а позднее продолжить занятия в нем, или, скажем, пропустить один из летних лагерей.
    Что мы имеем на выходе? Вот несколько типичных черт выпускника кружка.

  • (1) Умение решать олимпиадные задачи. В результате - исследовательский успех в ситуации, когда задача допускает короткое красивое решение. Неумение и нежелание работать "руками", проводить долгие вычисления.
  • (2) Высокая обученность, знание основ ряда университетских курсов. В то же время неосознание принципа "в математике нет царских дорог", то есть отсутствие навыка (и мотива) лавировать в море книг, курсов и задач, умения выборочно читать книги, извлекать информацию из плохих источников.

  • (3) Огромный запас энергии, которая тратится как непосредственно на профессиональную деятельность (дальнейшее изучение математики), так и на "социальное творчество", то есть в данном случае дальнейшее воспроизводство кружково-олимпиадного движения. Таким образом, мы имеем замечательный пример самовоспроизводящейся педагогической системы. Минус, однако, заключается в кастовости этой системы, в том, что вся накапливающаяся "пассионарная" энергия направляется исключительно на воспроизводство очень сильной группы лидеров. Характерна позиция, противоположная позиции Юлия Цезаря, то есть выпускники кружка предпочитают помогать "первому" (самому сильному) кружку, а не работать самостоятельно с другими детьми.
        Во многом ситуация усугубляется нашей ПОМИ-группой, которая по сути продолжает колею еще на 2 года (после 6 лет кружка), соответственно на эти 2 года откладывая взросление будущего математика.
    3. Безусловно, все сказанное не относится ко всем кружкам; ко многим оно относится в очень небольшой мере. Я не хочу критиковать конкретные кружки, называя их руководителей. Моя информация неполна; кроме того, странно упрекать людей в том, что они делают "естественные" вещи, выбирают путь наименьшего сопротивления. Вместо всего этого я предлагаю обсудить позитивную программу, понять, что можно в нынешней ситуации улучшить.
        Вероятно, весь текст может восприниматься просто как желание умалить достижения конкурирующей "партии" и разрекламировать свою "команду". Ответим: это так и есть.
        Уточню, однако, что автору важен отнюдь не "спортивный результат" проводимой в ЮМШ работы на фоне результатов других кружковых систем. Цели его деятельности связаны со "средой обитания" - матмехом и вообще математическим сообществом Петербурга. Хотелось бы видеть абитуриентов более "сориентированными" людьми, способными взять максимум от 5 лет обучения на матмехе. Хотелось бы видеть их более социально зрелыми, имеющим глубокие мотивы как к профессиональной деятельности, так и к социальному творчеству. Наконец, хотелось бы минимизировать количество совсем случайных людей, не имеющих ни математической культуры, ни реального интереса к занятиям математикой.
        4. Многие математики, признавая недостатки сложившейся ситуации с кружками, скептически относились к возможности ее изменить. Действительно, колея очень глубока. Я хочу, однако, обратить внимание на некоторые обстоятельства, быть может, недостаточно известные.
  • (1) Идет третий год возрождению Юношеской математической школы; в настоящее время в ней 17 кружков, охватывающих несколько сот детей из 5-7 классов. (Каждый год ЮМШ прирастает на одну параллель - в следующем году она будет охватывать 5-8 классы.) ЮМШ представляет собой систему кружков, отличную от Центра при 239 школе, Дворца творчества юных и Центра при 566 школе (ФТШ). В каждой параллели есть городской кружок, занимающийся в городском здании Академической гимназии СПбГУ (бывш. 45 ин-та) и несколько районных. Каждый год проводится летний математический лагерь ЮМШ. (Желающим я могу выслать подробный текст "Часто задаваемые вопросы о ЮМШ".)
  • (2) Несмотря на то, что основное время занятий кружка ЮМШ в младших классах посвящено решению олимпиадных задач, руководители сознательно отказываются от характерного для других кружков "обучения стандартным олимпиадных идяем". Кроме того, делается последовательная попытка "снять акцент" с олимпиад, не делать их главной ценностью. Такжее убирается соревновательная атмосфера из текущей деятельности кружка, провоцирующая установление жесткой иерархии ("Я тут первый, а ты второй"). Несмотря на это, отдельные математические игры и соревнования активно используются в ЮМШ. Делается попытка переключить детей на те олимпиады, в которых больше "содержания" и меньше "спорта". (Олимпиада ЮМШ и Турнир городов versus городская/Всероссийская олимпиада.)
  • (3) Ведется мониторинг тысяч петербургских детей, попытка держать в поле зрения всех, кто успел проявить себя на какой-то из олимпиад или в одном из кружков.
  • (4) За этой работой стоит группа очень энергичных матмеховских студентов и аспирантов, уже проделавших чрезвычайно большую организаторскую работу по развитию ЮМШ и имеющих серьезные намерения эту работу продолжать.
  • (5) Достигнута договоренность о ежегодном создании специального 8-го класса на основе городского кружка ЮМШ в Академической гимназии СПбГУ. (Таким образом, значительная часть сильных детей будет постепенно сконцентрирована в Академической гимназии.) Предполагается также создание специального 8-го класса в 366 школе (для детей из южных кружков).
  • (6) Непрерывно растет популярность системы кружков ЮМШ и Олимпиады ЮМШ в среде преподавателей математики петербургских школ. Олимпиада ЮМШ рассматривается ими как очень привлекательная альтернатива обычной городской олимпиаде. Районные методисты по математике и Университет педагогического мастерства оказывают большую (и искреннюю) организационную поддержку движению ЮМШ.
  • (7) Правление СПбМО приняло весной 1998 г. решение о поддержке ЮМШ как одном из приоритетов в деятельности Общества. Аналогичное решение было принято Ученым советом математико-механического факультета СПбГУ.

  •     Все это, на мой взгляд, создает благоприятный фон для изменения сложившихся в последнее время нежелательных тенденций в работе с одаренными детьми. Однако для реализации этой возможности, для дальнейшего развития ЮМШ необходимо подключение большого числа ученых-математиков.
        5. Мы видим такие формы помощи ЮМШ со стороны петербургских математиков.
  • (1) Научное руководство группой школьников, решающих некоторую исследо- вательскую задачу.
  • (2) Чтение лекции в Школьном математическом лектории.
  • (3) Помощь в составлении задач Олимпиад ЮМШ.
  • (4) Семинар для молодых руководителей кружков.

  •     Важно, чтобы эта работа ((1)-(2)) началась в самое ближайшее время. Для учащихся 7 класса настает ответственный момент, связанный с поступлением в физматшколу. В ЮМШ провозглашен принцип "ориентации на науку, а не на олимпиады", и очень важно, чтобы это не осталось голой декларацией, и в частности, чтобы кружковцы ЮМШ почувствовали реальную опеку со стороны СПбМО и вообще ученых-математиков.
        Кроме того, естественная логика развития требует, чтобы уже сейчас (третий год занятий у семиклассников) в деятельности кружка решение олимпиадных задач начало вытесняться более "приближенными к реальности" формами деятельности. В частности, речь о решении "исследовательских задач", которые могут быть близки к олимпиадным по математическому материалу, но отличаются формой. Вместо "штучной" задачи, решаемой за час-другой с помощью одной-двух идей - циклы, предполагающие длительные исследования, непредсказуемость (и, возможно, отсутствие) "окончательного результата", возможность исследования частных случаев либо получения оценок вместо точного ответа, возможность самостоятельной постановки новых вопросов.
        Некоторым образцом являются задачи, предлагавшиеся на Летних конференциях Турнира городов и на Зимнем конкурсе Турнира городов. Мы, однако, не предлагали кружковцам принять участие в Зимнем конкурсе - более ценной мы считаем исследовательскую работу "под руководством", в живом контакте с профессионалами-математиками.
        6. Каковы ближайшие события? Уже начался процесс некоторой переориентации кружковцев 7 класса с "олимпиадных" задач на "исследовательские". В качестве очередного листка Конкурса ЮМШ все кружковцы получили три "задачи с параметрами", где предлагается исследовать "столько значений параметра, сколько сможешь".
        На очереди "весенняя конференция ЮМШ", двухдневное мероприятие в конце марта, во время весенних каникул, на которое приглашаются все учащиеся городского и районных кружков 7 класса. В программе:
    - обсуждение вышеназванного листка Конкурса ЮМШ.
    - лекция на тему "Подстановки" и сопутствующее соревнование, связанное с решением цикла задач на эту тему.
    - разбор этого цикла задач.
    - популярная лекция на неизвестную пока тему.
    - представление исследовательских задач для работы с апреля по декабрь. (Предполагается, что эти задачи будут изложены либо научным руководителем, либо, если он не сможет принять участие в мероприятии, одним из руководителей кружков.)
        Далее, предполагается, что в начале апреля кружковцы выберут понравившиеся задачи, соответственно разобьются на исследовательские группы, познакомятся с научным руководителем и договорятся о дальнейших встречах (например, в помещениях ПОМИ).
        7. ЮМШ является открытой системой, готовой воспринимать различные новые идеи. Описанная организация работы не является единственной возможной, мы рассмотрим любые предложения о сотрудничестве со стороны профессионалов-математиков.
        Более того, очень важной стороной в математическом образовании представ- ляется "плюрализм" - возможность выбора и смены кружков, курсов, руководителей. Как уже отмечалось, большой ошибкой мы считаем формирование "основного пути" с претензией на "царскую дорогу", которой, как известно, нет. В настоящее время система ЮМШ не только увеличивает плюрализм за счет своего существования параллельно с другими кружковыми системами. В ней также существует и будет развиваться внутренний плюрализм. Таким образом, любые новые формы деятельности будут горячо приветствоваться.
        8. Мы очень надеемся получить от всех читающих этот текст какую-то реакцию -- как "теоретическую" оценку высказанных здесь соображений, любые идеи и советы, так и ответ на вопрос о возможном личном участии в программе "Научная работа школьника '99", в Школьном лектории и вообще в делах ЮМШ.

    От имени Совета ЮМШ - Доцент кафедры высшей алгебры и теории чисел СПбГУ Игорь Борисович Жуков
    тел. 298-93-89
    e-mail: zhukov@pdmi.ras.ru